ШТУРМАНСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ
§ 38. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Одним из — условий, обеспечивающих успешное выполнение поставленной экипажу задачи, является высокий уровень его штурманской подготовки к полету.
Подготовка к полету должна осуществляться в соответствии с требованиями наставлений, руководств и инструкций.
В результате подготовки к полету штурман экипажа должен твердо знать:
— общую задачу подразделения, задачи взаимодействующих подразделений (экипажей) и задачу своего экипажа;
— последовательность выруливания и взлета, индексы экипажей группы;
— расчетные данные, необходимые для построения боевого порядка;
— способы контроля места самолета в боевом порядке и маневр для исправления допущенных ошибок;
— маршрут, профиль и режим полета и их варианты на случай изменения метеорологической или тактической обстановки;
— исходные данные для применения технических средств и Особенности применения средств в данном полете;
— порядок определения моментов начала разворота на следующий этап маршрута;
— рубежи начала и конца набора высоты и снижения; рубежи встречи с темнотой или рассветом;
— время, район и порядок взаимодействия с другими экипажами;
— обозначение линии фронта и своих войск, порядок и сигналы взаимного опознавания;
— характеристику основной и запасной целей (координаты, размеры, возможности обнаружения и опознавания, точки прицеливания) ;
— способ и условия нанесения удара по основной и запасной целям;
— способы контроля качества выполнения задания;
—- мероприятия по преодолению противовоздушной обороны (ПВО) противника;
■— порядок целеуказания и перенацеливания;
— зоны радиоактивного заражения воздуха и порядок их преодоления или обхода;
— зоны с особым режимом полетов;
— меры, обеспечивающие безопасность полета;
— порядок действий в случаях резкого ухудшения погоды, потери ориентировки и вынужденной посадки;
— порядок роспуска группы и посадки на своем и запасных аэродромах;
— условия естественного освещения в районе полетов;
— фактическую и ожидаемую погоду по маршруту и в районе аэродрома посадки.
Во время подготовки к полету штурман обязан:
— проложить маршрут полета на карте;
— выполнить расчет полета;
— проверить наличие необходимых расчетных пособий, справочных данных и штурманского снаряжения;
— составить штурманский план полета;
— проверить работу навигационного оборудования самолета;
— выполнить необходимые тренировки на тренажере и в кабине самолета.
Таким образом, штурманская подготовка к полету является трудоемким процессом, предусматривающим всестороннюю подготовку летного состава и оборудования самолета. Этот процесс имеет два этапа: первый этап включает объем работ, выполняемых до получения боевого (полетного) задания, второй —после получения задания.
Штурманская подготовка до получения боевого (полетного) задания называется общей штурманской подготовкой.
Она имеет целью сократить до минимума объем и сроки штурманской подготовки к полету после получения задания. В этот период штурманский состав изучает район полетов, производит общую подготовку карт, готовит штурманское снаряжение, расчетные пособия и справочные данные, осуществляет контроль готовности навигационного оборудования самолета к полету.
Подготовка к полету после получения полетного задания подразделяется на предварительную и предполетную.
Предварительная подготовка проводится, как правило, накануне летного дня (ночи) и содержит:
— постановку задач летному составу на полеты;
— самостоятельную подготовку летного состава к полетам;
— тренировку летного состава на тренажерах и в кабинах самолетов;
контроль готовности экипажей к полетам.
Предполетная по д г о то в к а проводится непосредственно перед полетом и содержит:
прием и подготовку самолетного оборудования летным составом;
— доведение до летного состава предполетных указании (уточнение порядка выполнения задания в зависимости от фактических условий предстоящего полета);
— проверку летным составом личных часов;
— окончательный расчет полета;
— подготовку летным составом рабочих мест.
Необходимость высокой боевой готовности авиационных частей
требует проведения заблаговременной предварительной и предполетной подготовки. Заблаговременная подготовка позволяет более детально и в полном объеме решать все вопросы, связанные с предстоящими полетами, обеспечивая безопасность полетов и высокое качество выполнения поставленных задач.